Бмв двигатель м60


Двигатель BMW M60 - характеристика - фото

Двигатель BMW M60 V-образный восьми-цилиндровый поршневой двигатель с двумя верхними распредвалами (DOHC), который был первым V8 двигателем BMW и выпускался с 1992 по 1996 г.г..

Этот двигатель пришол на смену двигателю М30, который использовался на моделях Е34. Для 7 серии в кузове Е32 параллельно с М60 предлагался двигатель М30В30. Развитие двигателя V8 началось в 1984 году. Дизайн разрабатывали системой автоматизированного проектирования (CAD) и целью было свести к минимуму размер и вес двигателя.

Особенности и преимущества двигателя M60

  • 8-цилиндровый V-образный двигатель;
  • Цилиндры расположены под углом 90° друг к другу, две головки блока цилиндров, по четыре клапана на каждый цилиндр;
  • Два варианта: с рабочим объемом 3,0 литра (M60 Б30) и 4,0 литра (M60 Б40), со схожим дизайном;
  • Конструкция из легкого металла: для снижения веса, в двигателе использовался алюминий блок цилиндров и головки блока цилиндров, а так же пластиковый впускной коллектор;
  • По два верхне-расположенных распределительных вала в каждой головке блока цилиндров, привод распределительных валов впускных клапанов осуществляется от коленчатого вала через двухрядную цепь;
  • Привод клапанов осуществляется с помощью тарельчатых толкателей с гидрокомпенсаторами зазора;
  • Привод водяного насоса/вентилятора, генератора и гидравлического насоса или компрессора кондиционера (в зависимости от варианта автомобиля и его комплектации) осуществляется с помощью двух многоручьевых клиновых ремней;
  • Цифровая электронная система управления двигателем (ОМЕ) М3.3
  • Высокое место, занимаемое среди своих аналогов в высшем классе;
  • Выдающиеся тягово-динамические характеристики (мощность/крутящий момент);
  • Низкие показатели расхода топлива;
  • Высокое качество и надежность;
  • Отличные акустические характеристики и высокий комфорт;
  • Простота в обслуживании и длительные интервалы между процедурами замены масла;
  • Малая масса двигателя;
  • Покрытие двигателя для гильз цилиндров используется Nikasil;

В V-образном двигателе, цилиндры двух рядов которого расположены под углом 90 градусов друг к другу, наилучшим образом сочетают в себе мощность и комфорт. У восьми цилиндрового двигателя благодаря интервалу между вспышками, составляющему 90° (720° коленчатый вал : 8 = 90°), достигается максимальная плавность работы.

Двигатель M60 устанавливался на BMW 5 (E34), 7 (E32, E38) и 8 серии (E31).

Двигатель BMW M60B30

Этот 3,0-литровый мотора был установлен на:

Двигатель BMW M60B40

Более мощная, 4.0-литровая версия агрегата устанавливалась на:

Характеристики двигателя BMW M60

 М60Б30  М60Б40
 Вид топлива  85 (по моторному методу) 95 (по исследовательскому методу)
 Мощность (кВт/л.с.) при об/мин  160/217 при 5800  210/285 при 5800
 Крутящий момент (Нм) при об/мин  290 при 4500  400 при 4500
 Частота вращения при холостом ходе (об/мин) 700
 Максимальная частота вращения (об/мин) 6500
 Максимальная частота длительного вращения (об/мин) 6250
 Ход поршня (мм) 67,6 80
 Диаметр цилиндра (мм) 84 89
 Рабочий объем (дм3) 2997 3982
 Длина шатунов (мм) 143
 Межцилиндровое расстояние (мм) 98
 Диаметр впускных/выпускных клапанов (мм) 32/28,5 35/30,5
 Ход впускных/выпускных клапанов (мм) 9,4/9,4
 Открытие клапанов °КВ 246/242
 Порядок зажигания 1-5-4-8-6-3-7-2
 Удельная масса 1,35 0,99
 Степень сжатия 10,5 10,0
 Положение двигателя продольно симметричный V-образный двигатель
 Индикатор предстоящего технического обслуживания (км) 12 000/24 000
 Вес двигателя, ∼ кг 141-146 140-154
 Вес двигателя + МКПП, кг 209,4 213,2
 Масса двигателя с АКПП, кг 214,5 217,8
Структура двигателя

Конструкция двигателя БМВ M60

Коленчатый вал

Коленвал на пяти опорах имеет смещенные на 90° шатунные шейки. Два больших и четыре малых противовеса обеспечивают высокую плавность работы. Ход коленчатого вала составляет у трехлитровой версии двигателя 67,6 мм (литой коленчатый вал), у четырехлитровой версии — 80 мм (кованый коленчатый вал).

Шатуны

Впервые у выпускающегося крупными сериями двигателя BMW шатуны были изготовлены из металлокерамики. Наряду с небольшой массой эти шатуны отличаются высокой прочностью, сохраняющейся на протяжении всего срока службы двигателя.

При изготовлении кованых шатунов из металлокерамики головка шатуна разламывается (разрывается). Обычной центровки удается избежать с помощью припасовочных втулок. Центровка осуществляется по структуре разлома и по направляющим болтов крепления крышки шатуна. Тарировка (цветовая маркировка или цифровые коды класса массы) не требуется. «Одноклассность» обеспечивается самим процессом изготовления металлокерамических шатунов.

Поршни

Поршни рассчитаны на эксплуатацию двигателя на бензине с октановым числом 85 (определенным по моторному методу) или 95 (определенным по исследовательскому методу). Степень сжатия у двигателя с рабочим объемом 3,0 литра составляет 10,5:1, а у двигателя с рабочим объемом 4,0 литра — 1 0:1.

Облегченные поршни не имеют регулировочных полос, так как центральная часть блока цилиндров изготовлена из сплава алюминия, кремния и меди (А1319Си3).

У поршней трехлитрового двигателя имеется прилитый выступ, а поршни четырехлитрового двигателя сверху, плоские. Эти различия в конструкции позволяют легко различать поршни.

В целях обеспечения антидетонационной регулировки поршни покрыты слоем никеля.

Поршневые кольца
  1. Цилиндрическое компрессионное поршневое кольцо;
  2. Коническое компрессионное поршневое кольцо с выступом;
  3. Маслосъемное коробчатое кольцо с прорезями и пружиной (3-составное)

Поршневые кольца не хромированные.

Поршни двигателя M60

Масляный фильтр/масляный радиатор

Крышка масляного фильтра изготовлена из пластика. В фильтрующий элемент встроен обходной клапан, который открывается при избыточном давлении 2,5 ± 0,5 бар.

В головку масляного фильтра встроен блокировочный клапан, который после остановки двигателя не позволяет маслу стечь из масляных каналов. В противном случае после пуска двигателя давление масла нарастало бы с некоторой задержкой. Этот клапан находится в канале подачи масла в корпусе масляного фильтра.

Емкость фильтра составляет около 1 литра.

При замене фильтрующего элемента корпус масляного фильтра опорожняется сверху. В результате открытия сливного клапана масло стекает в масляный поддон.

Модели, поставляемые в жаркие страны, комплектуются масляным радиатором. Управлением им осуществляется терморегулятором, находящимся в масляном фильтре (температура включения 85 °С ± 5 °С).

Вентиляция картера блока цилиндров

Вентиляция картера блока цилиндров производится с помощью системы, регулируемой давлением. Пары масла в картере блока цилиндров попадают в циклонный отделитель через регулировочный клапан, находящийся в системе впуска. Там происходит их конденсация, после чего масло стекает обратно в масляный поддон.

Один циклонный отделитель для обоих рядов цилиндров находится в картере цепи 5 — 8 цилиндров.

Выход системы вентиляции картера блока цилиндров расположен на стороне впуска головки блока для 5 — 8 цилиндров и связан алюминиевой трубкой с клапаном регулировки давления. Клапан регулировки давления расположен позади в крышке пластиковой системы впуска и связан напрямую с впускным газопроводом.

Клапан регулировки давления для системы вентиляции картера блока цилиндров

Клапан регулировки давления центрально расположен на крышке системы впуска и имеет прямое соединение с циклонным отделителем. Он служит для регулировки давления в картере блока цилиндров. Благодаря клапану регулировки давление плавно адаптируется к любому состоянию нагрузки на двигатель. В результате удается избежать голубого дымления в режиме принудительного холостого хода и повышенного расхода масла.

Клапан регулировки давления

Головка блока цилиндров

В двигателе М60 левая и правая ГБЦ с четырьмя клапанами на каждый цилиндр установлены без подшипниковой постели. ГБЦ без постели легче и дешевле в производстве и изготовлена из алюминиевого кокильного литья с охлаждением горизонтального типа. Отдельного картера распределительных шестерен не существует.

Углы клапанов:

  • сторона впуска 20° 15′ (как у М50)
  • сторона выпуска 19° 15′ (как у М50)

Сами головки и оба распределительных-вала каждого из рядов имеют различную длину. Различается также время открытия впускных и выпускных клапанов. У впускных клапанов угол составляет 246°, а у выпускных клапанов 242°.

Головки блока цилиндров двигателя М60:Головка 1 — 4 цилиндров и головка 5 — 8 цилиндров в сравнении

Поперечный разрез головки блока цилиндров двигателя М60

Крышки головок блока цилиндров

Магниевые крышки ГБЦ с порошковым напылением (выигрыш в массе) изготавливаются методом литья под давлением. В них расположены отдельные катушки бесконтактной системы зажигания.

Встроенные катушки зажигания закрыты пластиковыми крышками и оказываются тем самым защищенными от грязи и брызг.

Маслозаливная горловина находится спереди на крышке 1 — 4 цилиндров.

Крышки ГБЦ крепятся через крышку подшипников распределительных валов и крышку картера цепи.

Между головками блока и крышками установлены резиновые профильные прокладки.

Прокладка головки блока цилиндров

Прокладка ГБЦ имеет толщину 1,65 мм и не содержит асбеста. Подтягивать ее не требуется. Для ремонта предлагаются прокладки головки блока толщиной 1,95 мм.

Распределительные валы

Распредвалы у обоих вариантов двигателя М60 идентичны по своей конструкции. В каждой головке блока цилиндров находится по два цельных распределительных вала из отбеленного чугуна. Наличие колен позволяет полностью компенсировать дисбалансное воздействие кулачков и в значительной степени — силы инерции.

Распределительный вал впускных клапанов — 246°/108°. Распределительный вал выпускных клапанов — 242°/108°.

Верхне расположенные распределительные валы каждого, ряда цилиндров приводятся в действие от коленчатого вала с помощью двухрядной роликовой цепи. Привод осуществляется на оба вала впускных клапанов (первичный привод). Они, в свою очередь, связаны также двухрядной роликовой цепью с валами выпускных клапанов (вторичный привод).

Распределительные валы имеют 5 опор, а их подшипники выполнены разделенными. Крышки подшипников сведены в пары и имеют обозначение в виде буквенной/цифровой комбинации.

Смазка подшипников осуществляется из распределительных маслопроводов на крышках подшипников распределительных валов. Гидрокомпенсаторы зазора в клапанах смазываются через масляные каналы в головке блока цилиндров.

Распределительный вал двигателя M60

Маркировка распределительных валов двигателя M60: 1 — Вал выпускных клапанов, цилиндр 1 — 4; 2 — Вал впускных клапанов, цилиндр 1 — 4; 3 — Вал впускных клапанов, цилиндр 5 — 8; 4 — Вал выпускных клапанов, цилиндр 5 — 8;

Привод

Первичный привод

Первичный привод валов впускных клапанов осуществляется с помощью двухрядной роликовой цепи от коленчатого вала.

Благодаря пластиковой поверхности направляющей скольжения на планке натяжного устройства механизм оказывается очень тихим в работе. Шестерни первичного привода прорезинены, чтобы обеспечить мягкий контакт цепи с зубьями шестерни.

Вторичный привод

Вторичный привод реализован с помощью двухрядных роликовых цепей, идущих от распределительных валов впускных клапанов к распределительным валам выпускных клапанов.

Гидравлико-механические натяжители цепей вторичного привода расположены на крышках головок блока цилиндров.

Привод распределительных валов в моторе M60

Вспомогательные агрегаты

Система впуска/впускной газопровод

Односоставная система впуска из пластика была дополнительно снабжена у двигателя М60В30 внутренним вытеснителем.

Вытеснитель увеличивает скорость потока воздуха во впускном газопроводе и повышает крутящий момент двигателя в среднем диапазоне частоты вращения.

Трубы впускного газопровода имеют у 3-литрового двигателя диаметр 37 мм, а у 4-литрового двигателя — 42 мм.

Пластиковая система впуска, изготовленная методом литья под давлением, имеет очень гладкую внутреннюю поверхность и поэтому не требует дополнительной обработки.

Так как двигатель получает топливо только от одного топливного насоса, достаточно одного топливного трубопровода и одного регулятора давления. Все восемь форсунок системы впрыска, регулятор давления и I образная рампа укреплены на впускном газопроводе.

Крепление к головке блока цилиндров осуществляется через прокладку, а пластиковая крышка обеспечивает дополнительную звукоизоляцию. В задней части расположен клапан регулировки давления системы вентиляции картера блока цилиндров.

Система впуска мотора М60

Система охлаждения

Водяной насос

Водяной насос со встроенным термостатом в корпусе, изготовленным методом литья под давлением, привернут винтами к крышке картера цепи и герметизирован плоской прокладкой.

КОНСТРУКЦИЯ: На выходе из двигателя охлаждающая жидкость течет через термостат по малому контуру в смесительную камеру водяного насоса или в радиатор. Смесительная камера находится в главном канале на заборной стороне, водяного насоса.

В смесительную камеру впадают следующие магистрали:

  • стока отопителя
  • ввода расширительного бачка
  • вентиляции V-образного пространства

Схема системы охлаждения V-образного 8-цилиндрового двигателя M60: 1 — Радиатор; 2 — Сливная магистраль; 3 — Магистраль подачи; 4 — Термостат; 5 — Водяной насос; 6 — Проток правой головки блока цилиндров; 7 — Проток левой головки блока цилиндров; 8 — Соединительная трубка и сливная магистраль; 9 — Расширительный бачок; 10 — Радиатор отопителя; 11 — Дополнительный насос с тактовым клапаном (экспортное исполнение);

Вода с напорной стороны нагнетается шнеком (половинное исполнение водяного насоса и крышки картера цепи) через канал в картере цепи в V-образное пространство в блоке цилиндров.

Крыльчатка водяного насоса изготовлена из металла. Производительность составляет около 18 куб.метров в час при частоте вращения насоса 6000 об/мин. Привод осуществляется многоручьевым клиновым ремнем, который не требует никакого обслуживания.

Через систему охлаждения обеспечивается постоянная вентиляция без винта и шлангов. В камере, которая находится в корпусе водяного насоса, скапливаются утечки через торцевое уплотнение и удерживаются в ней до их полного испарения.

Термостат

Термостат имеет диаметр 84 мм и открывается при температуре 85 °С (в моделях для тропических стран, за исключением США, эта температура составляет 70 °С). В термостате имеется воздушный клапан. Крышка термостата изготовлена из пластика.

При монтаже следует обращать внимание на правильное установочное положение термостата в крышке. Это необходимо также и для одновременного правильного позиционирования воздушного клапана.

Радиатор

В двигателе М60 впервые у автомобилей такого класса используется радиатор с надетыми высокоэффективными трубчатыми элементами овального сечения.

Такая сеть трубчатых элементов отличается особой экологической и чистотой при производстве, где производятся пайка, обезжиривание или покраска. Это является важным вкладом в защиту окружающей среды, так как не используются такие вредные вещества, как флюсы и растворители.

Радиатор с горизонтальным потоком охлаждающей жидкости изготовлен из коррозионностойкого алюминия и поддается полной утилизации. При комплектации автомобиля таким элементом дополнительного оборудования, как кондиционер, радиатор на моделях для США и тропических стран изготавливается из паяных плоских трубок.

Радиатор двигателя М60 в разрезе

Генератор

В базовой комплектации на мотор БМВ М60 ставится охлаждаемый воздухом генератор на 90 А или 140 А.

Автомобили 8 серии с повышенной энергоемкостью (например, в результате использования телефона или автономной системы отопления) комплектуются генератором на 220 А с водяным охлаждением.

Базовый модуль — компактный генератор Bosch КС 14 В 45/100 А

Valeo 14 В 45/90 А

Модуль дополнительного оборудования — компактный генератор Bosch NC 14 В 40/140 А

Valeo 14 В 40/140 А

Модуль дополнительного оборудования — генератор с водяным охлаждением Bosch DN 3 14 В 220 А со встроенным выпрямителем.

Передаточное число пары «коленчатый вал — генератор» составляет 2,81:1.

Ременный привод

На коленчатом валу находится шкив с двумя уровнями привода.

Первый уровень служит для привода компрессора кондиционера.

Второй уровень служит для привода гидравлического насоса (простой усилитель рулевого привода, сдвоенный насос для системы АБС+Т или малый 3-контурный насос для дополнительного привода системы активной кинематики заднего моста).

Второй уровень служит также для привода генератора и водяного насоса с вентилятором (7-ручьевый).

Натяжители для обоих уровней привода амортизированы подпружиненными механическими элементами.

Шкивы водяного насоса и гидравлического насоса изготовлены из дуропласта.

Ременный привод двигателя М60

Система выпуска отработавших газов

Принципиально новым элементом в системе выпуска ОГ М60 является направление потока газов от ГБЦ до катализатора в двустенных трубах.

Между внутренней и внешней трубами находится воздушный зазор шириной 3,5 мм, так как воздух оказался наилучшим изолятором.

Внутренняя труба является тонкостенной (толщина стенки 1 мм). Она забирает у отработавших газов лишь небольшую часть тепла. Малая теплоемкость и хорошая изоляция предотвращают сильное охлаждение отработавших газов. В результате газонейтрализатор быстрее выходит на рабочий режим и почти сразу после пуска двигателя готов эффективно очищать отработавшие газы.

В результате хорошей изоляции температура поверхности труб была снижена приблизительно на 400 °С, а это, в с вою очередь, привело к значительному снижению нагрева моторного отсека.

Наряду с функциональными преимуществами этого исполнения удается сэкономить около 4 килограммов массы.

Монтаж

При монтажных работах на двигателе М60 следует обращать особое внимание на описанные ниже рабочие этапы. Эти работы следует выполнять соответствующими специальными инструментами и с соблюдением требований инструкций по ремонту. Технические характеристики и моменты затяжки приведены в актуальных изданиях технической литературы.

Монтаж кривошипно-шатунного механизма и масляного насоса
  • с блока цилиндров снимаются крышки подшипников и вставляются вкладыши; на блоке цилиндров вместо цветовой маркировки на корпусе нанесены насечки. По ним можно узнать, какие вкладыши использованы в двигателе;
    • 1 насечка: желтая маркировка на вкладыше;
    • 2 насечки: зеленая маркировка на вкладыше;
    • 3 насечки: белая маркировка на вкладыше;

Соответствие вкладышей в моторе М60

Цветовая маркировка вкладышей на крышке и на коленчатом валу должна совпадать.

Крепление крышек подшипников на V-образном 8-цилиндровом двигателе

Измерение осевого люфта коленчатого вала

Упорный подшипник коленчатого вала ограничивает осевой люфт не буртиком, как у других двигателей. У двигателя М60 люфт коленчатого вала измеряется и устанавливается на предписанное значение с помощью четырех полушайб, которые предлагаются различной толщины.

Монтаж полушайб в М60

Монтаж поршней с шатунами

Шатунная шейка коленчатого вала соответствующего цилиндра должна стоять посередине отверстия цилиндра в нижней мертвой точке.

При установке поршней с шатунами следует соблюдать направление, показанное стрелкой. Оба гибких направляющих штифта используются в качестве специального инструмента.

Крышки подшипников шатунов аккуратно надеваются на местах разлома.

Оба болта крепления крышек затягиваются моментом 5 Нм. Затем оба болта можно затянуть нормативным моментом.

Монтажное положение коленчатого вала

Монтаж масляного насоса

Натяжение цепи масляного насоса можно корректировать с помощью регулируемого по высоте винта с внутренним шестигранником.

Корректировка натяжения цепи привода масляного насоса

Монтаж маслоотделителя и планок успокоителей

Расположенный внутри маслоотделитель служит в качестве конденсатора паров масла. Они сжимаются в лабиринте маслоотделителя и стекают прямо в масляный поддон.

Такое расположение позволяет сэкономить на шлангах и предотвратить утечки масла. В условиях зимней эксплуатации, кроме того, отделитель не замерзнет.

Затем устанавливаются три планки успокоителя и планка натяжного устройства первичной цепи, после чего надевается сама цепь. Цепь следует натянуть с помощью специального вспомогательного инструмента (например, пластиковая лента) так, чтобы она плотно прилегала к впадинам между зубьями и не могла соскочить с шестерен.

Масло-отделитель с планками успокоителя

Установка крышки газораспределительного механизма

Три металлических прокладки нижней части фиксируются и затем устанавливается сама крышка.

Прокладки выпирают сверху и снизу. После монтажа их надо обрезать специальным инструментом, так как иначе они вдавятся в прокладки головки блока цилиндров или масляного поддона, что приведет к нарушению герметичности. Обязательно следует следить за тем, чтобы обрезанные части прокладки не попали в двигатель.

Выпирающая часть прокладки

Подготовка головки блока цилиндров к монтажу

После установки сальников клапанов устанавливаются впускные и выпускные клапаны. Для монтажа верней и нижней тарелок пружины, двойных пружин и сухарей клапанов используется специально предусмотренный для этого инструмент.

Затем в прилитые и обработанные крепежные отверстия вставляются гидро-компенсаторы зазоров в клапанах.

Гидрокомпенсаторы можно хранить только в вертикальном положении, так как иначе со временем из камеры высокого давления может вытечь масло.

Определение места установки распределительных валов

Распределительные валы впускных и выпускных клапанов каждого ряда цилиндров имеют маркировку в виде отверстий. Эти отверстия находятся между четвертым и пятым кулачком. Дополнительно распределительные валы имеют цифровую буквенную маркировку.

Отверстия:

Цилиндры 1 — 4:

  • Распределительный вал выпускных клапанов — 1 отверстие слева — А14
  • Распределительный вал впускных клапанов — 1 отверстие в центре слева — Е14

Цилиндры 5 — 8:

  • Распределительный вал впускных клапанов — 1 отверстие в центре — Е58
  • Распределительный вал выпускных клапанов — 2 отверстия слева — А58

Установка распределительных валов

Распредвалы укладываются специальным инструментом в подшипники так, чтобы после установки крышек подшипников предварительное напряжение было минимальным.

Чтобы избежать ошибок при установке крышек подшипников распределительных валов как впускных, так и выпускных клапанов и не перепутать сторону установки, крышки подшипников промаркированы буквами и цифрами: Е = сторона впуска, А = сторона выпуска.

После затяжки болтов крышек подшипников распределительные валы следует провернуть так, чтобы они были зафиксированы с помощью специального инструмента в исходном положении. В исходном положении, соответствующем верхней мертвой точке поршня первого цилиндра, полукруглые выемки всех распределительных валов смотрят вверх вправо.

Распределительные валы в верхней мертвой точке

Позаботьтесь о том, чтобы поршень первого цилиндра приблизительно 45° не доходил до верхней мертвой точки (специальный инструмент).

После установки прокладок головок цилиндров обе зафиксированные специальным инструментом (11 3 240) головки блока устанавливаются на блок цилиндров и фиксируются каждая одним болтом.

Распределительные валы в верхней мертвой точке: рисунок слева — цилиндр 1-4; справа — рисунок 5-8;

У двигателя любого варианта прокладка головка блока цилиндров имеет одинаковую толщину. Монтажное положение и положение относительно двигателя выбиты на прокладке.

Теперь следует провернуть коленчатый вал в направлении его обычного вращения до тех пор, пока специальный инструмент (11 2 300) не сможет войти через отверстие масляного поддона в маховик.

Коленчатый вал в положении верхней мертвой точки

Регулировка механизма клапанного газораспределения

Для правильной регулировки клапанного газораспределения необходимо точное соблюдение следующих рабочих этапов:

  • все четыре распределительных вала следует зафиксировать с помощью специального инструмента в положении, соответствующем верхней мертвой точке первого цилиндра в момент зажигания (см. рисунок «Распределительные валы в положении верхней мертвой точки» расположенный выше);
  • коленчатый вал с помощью штифта блокируется в том же самом месте на маховике (см. рисунок «Коленчатый вал в положении верхней мертвой точки»);

Вторичные цепи с натяжителем цепи

Установить обе вторичные цепи вместе с шестернями.

Снять обе фиксирующие скобы с обоих верхних натяжителей.

Начиная на ряду цилиндров с 5 по 8, надеть первичную цепь с ее шестерней.

Кроме одного штифта в шестерне для ряда с 1 по 4 цилиндра, все шестерни первичной цепи в принципе идентичны. Штифт обеспечивает корректный сигнал позиционного датчика распределительного вала.

Штифт для сигнала позиционного датчика

Стрелки на шестернях должны показывать вверх параллельно оси цилиндров.

Теперь вставляются болты со звездообразной головкой (Torx) и после предварительного натяжения цепи затягиваются с помощью монтажного приспособления в корпусе натяжителя цепи.

Монтажное приспособление в моторе М60

Болты следует затягивать в правильной последовательности с использованием нормативных моментов затяжки.

Сначала на стороне выпуска у цилиндров с 1 по 4, затем у цилиндров с 5 по 8. После этого на стороне впуска у цилиндров с 5 по 8 и, наконец, на стороне впуска у цилиндров с 1 по 4.

Затем извлекаются фиксирующие приспособления коленчатого и распределительных валов.

Для проверки правильности выполнения всех этих рабочих этапов, коленчатый вал следует проворачивать в направлении его вращения до тех пор, пока не будет возможно снова ввести фиксаторы. Если это сделать невозможно, то регулировку следует повторить заново. Необходимо обратить внимание на то, что коленчатый вал разрешается проворачивать только в направлении его обычного вращения.

Монтаж впускного газопровода

Так как двигатель М60 питается топливом только от одного топливного насоса, двойное исполнение топливопроводов и регуляторов давления не требуется.

Все восемь форсунок, регулятор давления и U-образный топливопровод крепятся на пластиковом впускном газопроводе.

U-образный топливопровод

У двух вариантов двигателя различные впускные газопроводы. У трехлитрового варианта имеется внутренний вытеснитель и трубы меньшего сечения.

Крышка с клапаном регулировки давления (для регулировки давления в картере блока цилиндров) связана с циклонным отделителем с помощью трубки.

Резиновые прокладки ГБЦ должны точно лежать в предусмотренных для этого выемках, чтобы избежать негерметичности впускного тракта.

Выемки для прокладок

Установка многоручьевого клинового ремня

Для монтажа ременного привода многоручьевый клиновый ремень сначала прокладывается от коленчатого вала к компрессору кондиционера, после чего производится его предварительное натяжение. Благодаря подпружиненным натяжным элементам ремни получают необходимое натяжение. В последующем их подтяжка не требуется.

Затем накладывается второй ремень:

  • начиная с коленчатого вала
  • через натяжной ролик
  • приводной шкив водяного насоса
  • насос гидроусилителя
  • приводной шкив генератора
  • и, наконец, направляющий шкив

Этот ремень также снабжен подпружиненным натяжителем.

Многоручьевый клиновый ремень с механическим натяжителем

Двигатель БМВ М60 был заменен на двигатель M62.

Проблемы двигателя BMW M60

  • двигатель трясет на холостых оборотах: рекомендация — отрегулировать фазы газораспределения, проверить компрессию, клапан рециркуляции картерных газов и лямбда-зонд;
  • перерасход масла: рекомендация — заменить клапан вентиляции картерных газов, или маслосъемный колпачек с кольцами;

www.bimmerfest.ru

BMW M60B30 | Характеристики, проблемы, ремонт и др

Производство BMW Plant Dingolfing
Марка двигателя М60
Годы выпуска 1992-1996
Материал блока цилиндров алюминий
Система питания инжектор
Тип V-образный
Количество цилиндров 8
Клапанов на цилиндр 4
Ход поршня, мм 67.6
Диаметр цилиндра, мм 84
Степень сжатия 10.5
Объем двигателя, куб.см 2997
Мощность двигателя, л.с./об.мин 218/5800
Крутящий момент, Нм/об.мин 290/4500
Топливо 95
Экологические нормы Евро 1
Вес двигателя, кг ~200
Расход  топлива, л/100 км (для 730i E38) — город — трасса — смешан. 8.510.8
Расход масла, гр./1000 км до 1000
Масло в двигатель 5W-30 5W-40 10W-40

15W-40

Сколько масла в двигателе, л 7.5
Замена масла проводится, км  7000-10000
Рабочая температура двигателя, град. 95-100
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике —300+
Тюнинг, л.с. — потенциал — без потери ресурса 300+ —
Двигатель устанавливался BMW 530i E34BMW 730i E32BMW 730i E38

Младший вариант восьмицилиндровой V-образной серии БМВ М60, был разработан в 1992 году, в качестве замены большой рядной шестерке M30B30. Базой для создания небольшого V8 послужил M60B40, в блок цилиндров которого был установлен короткоходный литой коленвал (ход 67.6 мм против 80 мм у M60B40), а также уменьшен диаметр цилиндров до 84 мм (был 89 мм). Изменены, соответственно, поршни и шатуны. Головки блока цилиндров от 4-х литрового движка, с уменьшенными впускными клапанами до 32 мм (были 35 мм), выпускными до 28.5 мм (были 30.5 мм). Характеристики стандартных распредвалов БМВ М60Б30: фаза 246/242, подъем 9.7/9.4 мм. На M60B30 все также используются индивидуальные катушки зажигания, двухрядная цепь ГРМ и пластиковый впускной коллектор, но по сравнению с М60Б40, с меньшим диаметром каналов, дроссельная заслонка также уменьшена до 70 мм.

Система управления двигателем Bosch Motronic 3.3.

Данный силовой агрегат использовался на автомобилях BMW с индексом 30i. Заменили двигатель в 1996 году, когда на смену 60-й серии, пришла новая 62-я, с преемником в лице M62B35.

Проблемы и недостатки двигателей BMW M60B30

Плюсы и минусы двигателя M60B30 ничем существенным не отличаются от неисправностей M60B40. Прочитать о них можно здесь.

Тюнинг двигателя BMW M60B30

Валы. Компрессор

Простым и легким способом увеличить мощность М60Б30, это установить впуск от 4.0-х литрового собрата. Полноценная дроссельная заслонка и впускной коллектор смогут увеличить мощность до 240-250 л.с. Дальнейший тюнинг аналогичен тому, что проделывается на M60B40, валы еще +/- 30 л.с., компрессор доведет мощность до 300-330 л.с.

РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 4

wikimotors.ru

двс м60 — logbook BMW 5 series 530 м 60 1994 on DRIVE2

Двигатель BMW M60 — характеристики — фото BF · 2012-12-02 Двигатель BMW M60 V-образный восьми-цилиндровый поршневой двигатель с двумя верхними распредвалами (DOHC), который был первым V8 двигателем BMW и выпускался с 1992 по 1996 г.г. Этот двигатель пришол на смену двигателю М30, который использовался на моделях Е34. Для 7 серии в кузове Е32 параллельно с М60 предлагался двигатель М30В30. Развитие двигателя V8 началось в 1984 году. Дизайн разрабатывали системой автоматизированного проектирования (CAD) и целью было свести к минимуму размер и вес двигателя. Особенности и преимущества двигателя M60 8-цилиндровый V-образный двигатель; Цилиндры расположены под углом 90° друг к другу, две головки блока цилиндров, по четыре клапана на каждый цилиндр с приводом от двойного ряда ремня ГРМ. Клапаны были с гидравлической регулировкой для снижения технического обслуживания и распределительных валов. Каждый цилиндр имеет свою катушку зажигания. Впрыска топлива и зажигания контролируется системой Bosch Motronic 3,3; Два варианта: с рабочим объемом 3,0 литра (M60B30) и 4,0 литра (M60B40), со схожим дизайном; Конструкция из легкого металла: для снижения веса, в двигателе использовался алюминий блок цилиндров и головки блока цилиндров, а так же пластиковый впускной коллектор; По два верхне-расположенных распределительных вала в каждой головке блока цилиндров, привод распределительных валов впускных клапанов осуществляется от коленчатого вала через двухрядную цепь; Привод клапанов осуществляется с помощью тарельчатых толкателей с гидрокомпенсаторами зазора; Привод водяного насоса/вентилятора, генератора и гидравлического насоса или компрессора кондиционера (в зависимости от варианта автомобиля и его комплектации) осуществляется с помощью двух многоручьевых клиновых ремней; Цифровая электронная система управления двигателем (ОМЕ) М3.3 Высокое место, занимаемое среди своих аналогов в высшем классе; Выдающиеся тягово-динамические характеристики (мощность/крутящий момент); Низкие показатели расхода топлива; Высокое качество и надежность; Отличные акустические характеристики и высокий комфорт; Простота в обслуживании и длительные интервалы между процедурами замены масла; Малая масса двигателя; Покрытие двигателя для гильз цилиндров используется Nikasil; Мотор M60 В V-образном двигателе, цилиндры двух рядов которого расположены под углом 90 градусов друг к другу, наилучшим образом сочетают в себе мощность и комфорт. У восьми цилиндрового двигателя благодаря интервалу между вспышками, составляющему 90° (720° коленчатый вал : 8 = 90°), достигается максимальная плавность работы. Двигатель BMW М60 в поперечном разрезе Двигатель M60 устанавливался на BMW 5 (E34), 7 (E32, E38) и 8 серии (E31). Двигатель BMW M60B30 Этот 3,0-литровый мотора был установлен на: BMW E34 530i (с 1992 по 1995 г.г.) BMW E32 730i (с 1992 по 1994 г.г.) BMW E38 730i (с 1994 по 1996 г.г.) BMW E31 830i (1992 г.) Двигатель BMW M60B40 Более мощная, 4.0-литровая версия агрегата устанавливалась на: BMW E34 540i (с 1993 по 1995 г.г.) BMW 540i MLE E34 (для Австралии) (в 1995 году) BMW 540i M-Sport E34 (для США) (в 1995 году) BMW E32 740i (с 1992 по 1994 г.г.) BMW E38 740i (с 1994 по 1996 г.г.) BMW E31 840i (с 1992 по 1996 г.г.) De Tomaso Guara (с 1993 по 1998 г.г.) Характеристики двигателя BMW M60 M60B30 M60B40 Вид топлива 85 (по моторному методу) 95 (по исследовательскому методу) Мощность (кВт/л.с.) при об/мин 160/217 при 5800 210/285 при 5800 Крутящий момент (Нм) при об/мин 290 при 4500 400 при 4500 Частота вращения при холостом ходе (об/мин) 700 Максимальная частота вращения (об/мин) 6500 Максимальная частота длительного вращения (об/мин) 6250 Ход поршня (мм) 67,6 80 Диаметр цилиндра (мм) 84 89 Рабочий объем (дм3) 2997 3982 Длина шатунов (мм) 143 Межцилиндровое расстояние (мм) 98 Диаметр впускных/выпускных клапанов (мм) 32/28,5 35/30,5 Ход впускных/выпускных клапанов (мм) 9,4/9,4 Открытие клапанов °КВ 246/242 Порядок зажигания 1-5-4-8-6-3-7-2 Удельная масса 1,35 0,99 Степень сжатия 10,5 10,0 Положение двигателя продольно симметричный V-образный двигатель Индикатор предстоящего технического обслуживания (км) 12 000/24 000 Вес двигателя + МКПП, кг 209,4 213,2 Масса двигателя с АКПП, кг 214,5 217,8 Конструкция двигателя M60 Коленчатый вал на пяти опорах имеет смещенные на 90° шатунные шейки. Два больших и четыре малых противовеса обеспечивают высокую плавность работы. Ход коленчатого вала составляет у трехлитровой версии двигателя 67,6 мм (литой коленчатый вал), у четырехлитровой версии — 80 мм (кованый коленчатый вал). Впервые у выпускающегося крупными сериями двигателя BMW шатуны были изготовлены из металлокерамики. Наряду с небольшой массой эти шатуны отличаются высокой прочностью, сохраняющейся на протяжении всего срока службы двигателя. При изготовлении кованых шатунов из металлокерамики головка шатуна разламывается (разрывается). Обычной центровки удается избежать с помощью припасовочных втулок. Центровка осуществляется по структуре разлома и по направляющим болтов крепления крышки шатуна. Тарировка (цветовая маркировка или цифровые коды класса массы) не требуется. «Одноклассность» обеспечивается самим процессом изготовления металлокерамических шатунов. Поршни рассчитаны на эксплуатацию двигателя на бензине с октановым числом 85 (определенным по моторному методу) или 95 (определенным по исследовательскому методу). Степень сжатия у двигателя с рабочим объемом 3,0 литра составляет 10,5:1, а у двигателя с рабочим объемом 4,0 литра — 1 0:1. Облегченные поршни не имеют регулировочных полос, так как центральная часть блока цилиндров изготовлена из сплава алюминия, кремния и меди (А1319Си3). У поршней трехлитрового двигателя имеется прилитый выступ, а поршни четырехлитрового двигателя сверху, плоские. Эти различия в конструкции позволяют легко различать поршни. В целях обеспечения антидетонационной регулировки поршни покрыты слоем никеля. Поршневые кольца: Цилиндрическое компрессионное поршневое кольцо; Коническое компрессионное поршневое кольцо с выступом; Маслосъемное коробчатое кольцо с прорезями и пружиной (3-составное) Поршневые кольца не хромированные. Поршни двигателя M60 Крышка масляного фильтра изготовлена из пластика. В фильтрующий элемент встроен обходной клапан, который открывается при избыточном давлении 2,5 ± 0,5 бар. В головку масляного фильтра встроен блокировочный клапан, который после остановки двигателя не позволяет маслу стечь из масляных каналов. В противном случае после пуска двигателя давление масла нарастало бы с некоторой задержкой. Этот клапан находится в канале подачи масла в корпусе масляного фильтра. Емкость фильтра составляет около 1 литра. При замене фильтрующего элемента корпус масляного фильтра опорожняется сверху. В результате открытия сливного клапана масло стекает в масляный поддон. Модели, поставляемые в жаркие страны, комплектуются масляным радиатором. Управлением им осуществляется терморегулятором, находящимся в масляном фильтре (температура включения 85 °С ± 5 °С). Вентиляция картера блока цилиндров производится с помощью системы, регулируемой давлением. Пары масла в картере блока цилиндров попадают в циклонный отделитель через регулировочный клапан, находящийся в системе впуска. Там происходит их конденсация, после чего масло стекает обратно в масляный поддон. Один циклонный отделитель для обоих рядов цилиндров находится в картере цепи 5 — 8 цилиндров. Выход системы вентиляции картера блока цилиндров расположен на стороне впуска головки блока для 5 — 8 цилиндров и связан алюминиевой трубкой с клапаном регулировки давления. Клапан регулировки давления расположен позади в крышке пластиковой системы впуска и связан напрямую с впускным газопроводом. Клапан регулировки давления центрально расположен на крышке системы впуска и имеет прямое соединение с циклонным отделителем. Он служит для регулировки давления в картере блока цилиндров. Благодаря клапану регулировки давление плавно адаптируется к любому состоянию нагрузки на двигатель. В результате удается избежать голубого дымления в режиме принудительного холостого хода и повышенного расхода масла. В двигателе М60 левая и правая головки блока цилиндров с четырьмя клапанами на каждый цилиндр установлены без подшипниковой постели. ГБЦ без постели легче и дешевле в производстве и изготовлена из алюминиевого кокильного литья с охлаждением горизонтального типа. Отдельного картера распределительных шестерен не существует. Углы клапанов: сторона впуска 20° 15′ (как у М50) сторона выпуска 19° 15′ (как у М50) Сами головки и оба распределительных-вала каждого из рядов имеют различную длину. Различается также время открытия впускных и выпускных клапанов. У впускных клапанов угол составляет 246°, а у выпускных клапанов 242°. Магниевые крышки головок блока цилиндров с порошковым напылением (выигрыш в массе) изготавливаются методом литья под давлением. В них расположены отдельные катушки бесконтактной системы зажигания. Встроенные катушки зажигания закрыты пластиковыми крышками и оказываются тем самым защищенными от грязи и брызг. Маслозаливная горловина находится спереди на крышке 1 — 4 цилиндров. Крышки ГБЦ крепятся через крышку подшипников распределительных валов и крышку картера цепи. Между головками блока и крышками установлены резиновые профильные прокладки. Прокладка головки имеет толщину 1,65 мм и не содержит асбеста. Подтягивать ее не требуется. Для ремонта предлагаются прокладки головки блока толщиной 1,95 мм. Распределительные валы у обоих вариантов двигателя М60 идентичны по своей конструкции. В каждой головке блока цилиндров находится по два цельных распределительных вала из отбеленного чугуна. Наличие колен позволяет полностью компенсировать дисбалансное воздействие кулачков и в значительной степени — силы инерции. Распределительный вал впускных клапанов — 246°/108°. Распределительный вал выпускных клапанов — 242°/108°. Верхне расположенные распределительные валы каждого, ряда цилиндров приводятся в действие от коленчатого вала с помощью двухрядной роликовой цепи. Привод осуществляется на оба вала впускных клапанов (первичный привод). Они, в свою очередь, связаны также двухрядной роликовой цепью с валами выпускных клапанов (вторичный привод). Распределительные валы имеют 5 опор, а их подшипники выполнены разделенными. Крышки подшипников сведены в пары и имеют обозначение в виде буквенной/цифровой комбинации. Смазка подшипников осуществляется из распределительных маслопроводов на крышках подшипников распределительных валов. Гидрокомпенсаторы зазора в клапанах смазываются через масляные каналы в головке блока цилиндров. Распределительный вал двигателя M60 Маркировка распределительных валов двигателя M60: 1 — Вал выпускных клапанов, цилиндр 1 — 4; 2 — Вал впускных клапанов, цилиндр 1 — 4; 3 — Вал впускных клапанов, цилиндр 5 — 8; 4 — Вал выпускных клапанов, цилиндр 5 — 8; Первичный привод валов впускных клапанов осуществляется с помощью двухрядной роликовой цепи от коленчатого вала. Благодаря пластиковой поверхности направляющей скольжения на планке натяжного устройства механизм оказывается очень тихим в работе. Шестерни первичного привода прорезинены, чтобы обеспечить мягкий контакт цепи с зубьями шестерни. Вторичный привод реализован с помощью двухрядных роликовых цепей, идущих от распределительных валов впускных клапанов к распределительным валам выпускных клапанов. Гидравлико-механические натяжители цепей вторичного привода расположены на крышках головок блока цилиндров. Привод распределительных валов в моторе M60 Односоставная система впуска из пластика была дополнительно снабжена у двигателя М60В30 внутренним вытеснителем. Вытеснитель увеличивает скорость потока воздуха во впускном газопроводе и повышает крутящий момент двигателя в среднем диапазоне частоты вращения. Трубы впускного газопровода имеют у 3-литрового двигателя диаметр 37 мм, а у 4-литрового двигателя — 42 мм. Пластиковая система впуска, изготовленная методом литья под давлением, имеет очень гладкую внутреннюю поверхность и поэтому не требует дополнительной обработки. Так как двигатель получает топливо только от одного топливного насоса, достаточно одного топливного трубопровода и одного регулятора давления. Все восемь форсунок системы впрыска, регулятор давления и I образная рампа укреплены на впускном газопроводе. Крепление к головке блока цилиндров осуществляется через прокладку, а пластиковая крышка обеспечивает дополнительную звукоизоляцию. В задней части расположен клапан регулировки давления системы вентиляции картера блока цилиндров. Система впуска мотора М60 Водяной насос со встроенным термостатом в корпусе, изготовленным методом литья под давлением, привернут винтами к крышке картера цепи и герметизирован плоской прокладкой. КОНСТРУКЦИЯ: На выходе из двигателя охлаждающая жидкость течет через термостат по малому контуру в смесительную камеру водяного насоса или в радиатор. Смесительная камера находится в главном канале на заборной стороне, водяного насоса. В смесительную камеру впадают следующие магистрали: стока отопителя ввода расширительного бачка вентиляции V-образного пространства Схема системы охлаждения V-образного 8-цилиндрового двигателя M60: 1 — Радиатор; 2 — Сливная магистраль; 3 — Магистраль подачи; 4 — Термостат; 5 — Водяной насос; 6 — Проток правой головки блока цилиндров; 7 — Проток левой головки блока цилиндров; 8 — Соединительная трубка и сливная магистраль; 9 — Расширительный бачок; 10 — Радиатор отопителя; 11 — Дополнительный насос с тактовым клапаном (экспортное исполнение); Вода с напорной стороны нагнетается шнеком (половинное исполнение водяного насоса и крышки картера цепи) через канал в картере цепи в V-образное пространство в блоке цилиндров. Крыльчатка водяного насоса изготовлена из металла. Производительность составляет около 18 куб.метров в час при частоте вращения насоса 6000 об/мин. Привод осуществляется многоручьевым клиновым ремнем, который не требует никакого обслуживания. Через систему охлаждения обеспечивается постоянная вентиляция без винта и шлангов. В камере, которая находится в корпусе водяного насоса, скапливаются утечки через торцевое уплотнение и удерживаются в ней до их полного испарения. Термостат имеет диаметр 84 мм и открывается при температуре 85 °С (в моделях для тропических стран, за исключением США, эта температура составляет 70 °С). В термостате имеется воздушный клапан. Крышка термостата изготовлена из пластика. При монтаже следует обращать внимание на правильное установочное положение термостата в крышке. Это необходимо также и для одновременного правильного позиционирования воздушного клапана. В двигателе М60 впервые у автомобилей такого класса используется радиатор с надетыми высокоэффективными трубчатыми элементами овального сечения. Такая сеть трубчатых элементов отличается особой экологической и чистотой при производстве, где производятся пайка, обезжиривание или покраска. Это является важным вкладом в защиту окружающей среды, так как не используются такие вредные вещества, как флюсы и растворители. Радиатор с горизонтальным потоком охлаждающей жидкости изготовлен из коррозионностойкого алюминия и поддается полной утилизации. При комплектации автомобиля таким элементом дополнительного оборудования, как кондиционер, радиатор на моделях для США и тропических стран изготавливается из паяных плоских трубок. Радиатор двигателя М60 в разрезе В базовой комплектации на мотор БМВ М60 ставится охлаждаемый воздухом генератор на 90 А или 140 А. Автомобили 8 серии с повышенной энергоемкостью (например, в результате использования телефона или автономной системы отопления) комплектуются генератором на 220 А с водяным охлаждением. Базовый модуль — компактный генератор Bosch КС 14 В 45/100 А Valeo 14 В 45/90 А Модуль дополнительного оборудования — компактный генератор Bosch NC 14 В 40/140 А Valeo 14 В 40/140 А Модуль дополнительного оборудования — генератор с водяным охлаждением Bosch DN 3 14 В 220 А со встроенным выпрямителем. Передаточное число пары «коленчатый вал — генератор» составляет 2,81:1. На коленчатом валу находится шкив с двумя уровнями привода. Первый уровень служит для привода компрессора кондиционера. Второй уровень служит для привода гидравлического насоса (простой усилитель рулевого привода, сдвоенный насос для системы АБС+Т или малый 3-контурный насос для дополнительного привода системы активной кинематики заднего моста). Второй уровень служит также для привода генератора и водяного насоса с вентилятором (7-ручьевый). Натяжители для обоих уровней привода амортизированы подпружиненными механическими элементами. Шкивы водяного насоса и гидравлического насоса изготовлены из дуропласта. Ременный привод двигателя М60 Принципиально новым элементом в системе выпуска отработавших газов М60 является направление потока газов от ГБЦ до катализатора в двустенных трубах. Между внутренней и внешней трубами находится воздушный зазор шириной 3,5 мм, так как воздух оказался наилучшим изолятором. Внутренняя труба является тонкостенной (толщина стенки 1 мм). Она забирает у отработавших газов лишь небольшую часть тепла. Малая теплоемкость и хорошая изоляция предотвращают сильное охлаждение отработавших газов. В результате газонейтрализатор быстрее выходит на рабочий режим и почти сразу после пуска двигателя готов эффективно очищать отработавшие газы. В результате хорошей изоляции температура поверхности труб была снижена приблизительно на 400 °С, а это, в с вою очередь, привело к значительному снижению нагрева моторного отсека. Наряду с функциональными преимуществами этого исполнения удается сэкономить около 4 килограммов массы. При монтажных работах на двигателе М60 следует обращать особое внимание на описанные ниже рабочие этапы. Эти работы следует выполнять соответствующими специальными инструментами и с соблюдением требований инструкций по ремонту. Технические характеристики и моменты затяжки приведены в актуальных изданиях технической литературы. Монтаж кривошипно-шатунного механизма и масляного насоса: с блока цилиндров снимаются крышки подшипников и вставляются вкладыши; на блоке цилиндров вместо цветовой маркировки на корпусе нанесены насечки. По ним можно узнать, какие вкладыши использованы в двигателе; 1 насечка: желтая маркировка на вкладыше; 2 насечки: зеленая маркировка на вкладыше; 3 насечки: белая маркировка на вкладыше; Соответствие вкладышей в моторе М60 Цветовая маркировка вкладышей на крышке и на коленчатом валу должна совпадать. Крепление крышек подшипников на V-образном 8-цилиндровом двигателе Измерение осевого люфта коленчатого вала Упорный подшипник коленчатого вала ограничивает осевой люфт не буртиком, как у других двигателей. У двигателя М60 люфт коленчатого вала измеряется и устанавливается на предписанное значение с помощью четырех полушайб, которые предлагаются различной толщины. Монтаж полушайб в М60 Монтаж поршней с шатунами: шатунная шейка коленчатого вала соответствующего цилиндра должна стоять посередине отверстия цилиндра в нижней мертвой точке. При установке поршней с шатунами следует соблюдать направление, показанное стрелкой. Оба гибких направляющих штифта используются в качестве специального инструмента. Крышки подшипников шатунов аккуратно надеваются на местах разлома. Оба болта крепления крышек затягиваются моментом 5 Нм. Затем оба болта можно затянуть нормативным моментом. Монтажное положение коленчатого вала Монтаж масляного насоса: натяжение цепи масляного насоса можно корректировать с помощью регулируемого по высоте винта с внутренним шестигранником. Корректировка натяжения цепи привода масляного насоса Монтаж маслоотделителя и планок успокоителей: расположенный внутри маслоотделитель служит в качестве конденсатора паров масла. Они сжимаются в лабиринте маслоотделителя и стекают прямо в масляный поддон. Такое расположение позволяет сэкономить на шлангах и предотвратить утечки масла. В условиях зимней эксплуатации, кроме того, отделитель не замерзнет. Затем устанавливаются три планки успокоителя и планка натяжного устройства первичной цепи, после чего надевается сама цепь. Цепь следует натянуть с помощью специального вспомогательного инструмента (например, пластиковая лента) так, чтобы она плотно прилегала к впадинам между зубьями и не могла соскочить с шестерен. Масло-отделитель с планками успокоителя Установка крышки газораспределительного механизма: три металлических прокладки нижней части фиксируются и затем устанавливается сама крышка. Прокладки выпирают сверху и снизу. После монтажа их надо обрезать специальным инструментом, так как иначе они вдавятся в прокладки головки блока цилиндров или масляного поддона, что приведет к нарушению герметичности. Обязательно следует следить за тем, чтобы обрезанные части прокладки не попали в двигатель. Выпирающая часть прокладки Подготовка головки блока цилиндров к монтажу: после установки сальников клапанов устанавливаются впускные и выпускные клапаны. Для монтажа верней и нижней тарелок пружины, двойных пружин и сухарей клапанов используется специально предусмотренный для этого инструмент. Затем в прилитые и обработанные крепежные отверстия вставляются гидро-компенсаторы зазоров в клапанах. Гидрокомпенсаторы можно хранить только в вертикальном положении, так как иначе со временем из камеры высокого давления может вытечь масло. Определение места установки распределительных валов: распределительные валы впускных и выпускных клапанов каждого ряда цилиндров имеют маркировку в виде отверстий. Эти отверстия находятся между четвертым и пятым кулачком. Дополнительно распределительные валы имеют цифровую буквенную маркировку. Отверстия: Цилиндры 1 — 4: Распределительный вал выпускных клапанов — 1 отверстие слева — А14 Распределительный вал впускных клапанов — 1 отверстие в центре слева — Е14 Цилиндры 5 — 8: Распределительный вал впускных клапанов — 1 отверстие в центре — Е58 Распределительный вал выпускных клапанов — 2 отверстия слева — А58 Установка распределительных валов: распредвалы укладываются специальным инструментом в подшипники так, чтобы после установки крышек подшипников предварительное напряжение было минимальным. Чтобы избежать ошибок при установке крышек подшипников распределительных валов как впускных, так и выпускных клапанов и не перепутать сторону установки, крышки подшипников промаркированы буквами и цифрами: Е = сторона впуска, А = сторона выпуска. После затяжки болтов крышек подшипников распределительные валы следует провернуть так, чтобы они были зафиксированы с помощью специального инструмента в исходном положении. В исходном положении, соответствующем верхней мертвой точке поршня первого цилиндра, полукруглые выемки всех распределительных валов смотрят вверх вправо. Распределительные валы в верхней мертвой точке Позаботьтесь о том, чтобы поршень первого цилиндра приблизительно 45° не доходил до верхней мертвой точки (специальный инструмент). После установки прокладок головок цилиндров обе зафиксированные специальным инструментом (11 3 240) головки блока устанавливаются на блок цилиндров и фиксируются каждая одним болтом. Распределительные валы в верхней мертвой точке: рисунок слева — цилиндр 1-4; справа — рисунок 5-8; У двигателя любого варианта прокладка головка блока цилиндров имеет одинаковую толщину. Монтажное положение и положение относительно двигателя выбиты на прокладке. Теперь следует провернуть коленчатый вал в направлении его обычного вращения до тех пор, пока специальный инструмент (11 2 300) не сможет войти через отверстие масляного поддона в маховик. Коленчатый вал в положении верхней мертвой точки Для правильной регулировки клапанного газораспределения необходимо точное соблюдение следующих рабочих этапов: все четыре распределительных вала следует зафиксировать с помощью специального инструмента в положении, соответствующем верхней мертвой точке первого цилиндра в момент зажигания (см. рисунок «Распределительные валы в положении верхней мертвой точки» расположенный выше); коленчатый вал с помощью штифта блокируется в том же самом месте на маховике (см. рисунок «Коленчатый вал в положении верхней мертвой точки»); Вторичные цепи с натяжителем цепи Установить обе вторичные цепи вместе с шестернями. Снять обе фиксирующие скобы с обоих верхних натяжителей. Начиная на ряду цилиндров с 5 по 8, надеть первичную цепь с ее шестерней. Кроме одного штифта в шестерне для ряда с 1 по 4 цилиндра, все шестерни первичной цепи в принципе идентичны. Штифт обеспечивает корректный сигнал позиционного датчика распределительного вала. Штифт для сигнала позиционного датчика Стрелки на шестернях должны показывать вверх параллельно оси цилиндров. Теперь вставляются болты со звездообразной головкой (Torx) и после предварительного натяжения цепи затягиваются с помощью монтажного приспособления в корпусе натяжителя цепи. Монтажное приспособление в моторе М60 Болты следует затягивать в правильной последовательности с использованием нормативных моментов затяжки. Сначала на стороне выпуска у цилиндров с 1 по 4, затем у цилиндров с 5 по 8. После этого на стороне впуска у цилиндров с 5 по 8 и, наконец, на стороне впуска у цилиндров с 1 по 4. Затем извлекаются фиксирующи

www.drive2.com

описание, характеристики и фото

≡  26 Январь 2015   ·  Рубрика: Двигатели   

История появления двигателя модели M60 берет свое начало еще с 90-х годов прошлого века. Все началось с того, что появилась нужда в замене M30, так как ему уже пора было уходить на заслуженную пенсию. Что же касается флагманского двенадцатицилиндрового мотора M70, то он появился благодаря объединению блоков предшественника M20B25, который передал своему «ребенку» множество недостатков. Сам M60 появился еще в 1992 году и сразу обрел должную популярность.

В «лихих девяностых» этот мотор был популярным благодаря наличию собственных катушек зажигания, двум парам клапанов на один цилиндр, гидрокомпенсаторам, вентиляционной системой картера и многому другому. В целом он очень похож на «молодой» М50, но с некоторой разницей в литраже, мощности наличием и никасилового покрытия, которое стало инновацией в автомобилестроении, пришедшей к нам из авиастроения и популярного автоспорта.

Моторная гильза фактически бессмертна. К сожалению, из-за высокосернистых типов бензина на рынка Соединенных Штатов Америки и страховиков Англии эта технология была дезавуирована. Компания BMW была вынуждена заменить свой блок на альтернативный блок конкурента и алюсил, вовсе не являющийся альтернативой.

Сама идея популярного никасилового покрытия состоит в наличии износостойкой хонингованной гильзы. Что же касается алюсилового блока, то о стойкости к износу речи не идет вовсе. В этом случае масло, полученное благодаря химическому травлению, удерживается в пористых слоях.

Особенности М60

К преимуществам данного двигателя можно отнести мощнейшую двурядную цепь, ресурс которой очень высок благодаря двойному качеству. С самого начала он имеет довольно высокий предел максимального крутящего момента, который достигает отметки, примерно, четырех с половиной тысяч оборотов в минуту. Это означает, что плохая тяга на нижних передачах также присутствует. Распредвалы изначально настроены на так называемую «золотую середину», что становится причиной незначительного потряхивания ещё на холостом ходу – в районе достижения шестисот оборотов в минуту. Это своеобразная и не очень положительная особенность двигателя, которую преимущественно приписывают недостаточному уходу за ним, но сами владельцы объясняют это конструктивным недостатком.

Если мембрана клапана каким-то образом оказалась поврежденной, то больше всего масла попадет в восьмой цилиндр с довольно быстрым изнашиванием и коксованием так называемых неазотированных колец поршня о крайнее крепкое покрытие его стенок из никасила. Существует также некая «уменьшенная» модификация двигателя, которая предлагает объем размером 0,375 литра.

Мотор отлично «ест» 95 бензиновое топливо благодаря небольшой степени сжатия, которая достигает 10. Плохим он может быть разве что из-за своего возраста. Изначально двигатель довольно хорош и по пятибальной шкале надежности ему можно присвоит твердую четверку. Надежность его колец также получает четверку. Ну а надежность колпачков просто выше всяких похвал – твердая пять.

Ну что же, BMW умеет делать моторы. Хотя они и не всем подходят, но факт остается фактом – продукция этого производителя явно пользуется спросом на автомобильном рынке и он уже успел обзавестись приличной аудиторией поклонников по всему миру. Хотя и M60 считается шагом к экологичности, этот двигатель может очень многое, и с его мощностью может потягаться далеко не каждый. Следует помнить также о том, что своевременный регулярный уход за мотором также очень важен, и без этого вряд ли он прослужит дольше четырех-пяти лет.

bmw5.su


Смотрите также